Следуя традиционному взгляду на мир, не трудно запутаться в том, что вообще есть эта традиция, с чем ее едят и откуда ее корни? Что бы немного легче ориентироваться в этих вопросах, обратим свой взгляд на явление, так или иначе соприкасающиеся с интересующим нас феноменом. Кто-то из адептов культуры йерба мате предпочитает проникаться вещами широко известными и являющимися символами стран, эту культуру исповедующими: футбол, асадо, танго, поло. Все это, как правило, подается в исполнении колоритных портеньо, гаучо и прочих "гуарани" и "чегевар". Но в этом способе познания мира, всегда имеются прорехи, которые иногда лишают возможности дополнить эту культурную картину по-настоящему любопытными деталями.
Итак, сеньоры и сеньориты, перед вами игра номер один в Аргентине. Когда-то запрещаемая властями и порицаемая Святой Церковью. Речь о "конном баскетболе с уткой". Нет, автор не сошел с ума и не подбрасывает печатную "утку". Я говорю о аргентинской национальной забаве - игре "Пато". Правила ее просты и схожи с международным вариантом "Утки" - конболом, выросшим из нее же: две команды по четыре человека соревнуются в забитии "утки" - специальной плетенной корзины с шесть ручками и мячом внутри, в сетчатое кольцо на игровой площадке длинной до 220 метров и шириной до 90. Называется это все "Эль Пато" потому, что в заповедные времена в корзину вместо мяча помещалась утка. Иногда живая, иногда нет.
Первое упоминание о ней датируется началом семнадцатого века. Согласно хронисту Феликсу де Азара, в 1610 году в Буэнос-Айресе, в честь беатификации Игнатия Лойолы, помимо основных праздничных мероприятий, была проведена встреча по игре в "Эль Пато". Как писал иезуит Диего де Торрес Белло, 16 июня во всех селениях Рио Де Ля Платы, беатификация была отмечена молебнами и песнопениями, а вот в Буэнос Айресе, прямо перед церковью, разыгралось невиданное доселе сражение в странную игру, с использованием в качестве игрового снаряда, утки, помещенной в плетеную сферу с ручками. Поначалу святые отцы, хоть и настороженно, но в общем-то благосклонно отнеслись к забавам своих прихожан. Но уже через год, тот же Диего де Торрес Белло, пишет в Лиму о ужасных последствиях этих поединков - насмерть затоптанных и покалеченных игроках, поножовщине среди болельщиков и прочем негативе. Интересно, что как только эта традиция стала набирать популярность среди колонистов, тут же ее начали осваивать и индейцы.
Как писал аргентинский писатель Уильям Хадсон к началу 19 века "Эль Пато" обрела статус национальной игры номер один. Однако, несмотря на любовь к "утке" среди самых широких слоев аргентинского общества, запреты преследовали ее практически с начала распространения. Первый же, официальный, на территории Рио де ля плата, случился 23 февраля 1739 года. В 1796 году последовал церковный указ о недопустимости игры "Эль Пато", карающий "отлучением от церкви". В 1822 году уже на уровне независимого аргентинского правительства, было введено уголовное наказание за участие в "Эль Пато". За "первый раз" - два месяца исправительных работ, за рецидив - шесть...
В наше время "Утка" особым указом правительства Аргентины, обрела официальный национальный статус. Регулярно проходят турниры, начиная от чемпионатов страны и заканчивая международными соревнованиями. Дерби с соседями на манер "эль гранде классико" Аргентина - Бразилия, вызывают отнюдь не меньший резонанс в болельщицкой среде, чем перипетии борьбы на футбольных полях. Экзотичность же игры, обнаруживает у зарубежных очевидцев, ассоциации оригинальней одна другой. Так репортер "Уолл Стрит Джорнэл" Мэтт Моффет, в своей статье о этом явлении, назвал его "Сумасшедшим футболом". Но главное, конечно же, не это , а то, что "Эль Пато" - это еще один "железобетонный" символ идентичности криожье, как и йерба мате, асадо, танго и футбол.