В этой статье расскажем еще об одном культурном явлении, в череде многих колоритных отображений характера аргентинского бытия и сущности традиции йерба мате, как составной, а возможно где-то даже и стержневой детали - музыкальном стиле "чамаме". То, что звучит на доме(аргентинское родео), на привале под стрекот костра, булькание павы и шипение асадо. То, что выходит из гаучо, когда чертовка ля вида играет на струнах его души...
Само слово "чамаме" происходит из языка гуарани "ñe'ẽ mbo'e jeroky", что означает "танцевальная песня". В привычном народном варианте исполнения, чамаме ведется при помощи аккордеона(бандеона), гармоники, гитары. Но провинциальные стандарты допускают различные дополнения и варианты. Существуют всего пять его классических вариантов:
Окраинное чамаме - в нем заметно влияние танго. Печальное чамаме cangüí. Чамаме масета - бальное, праздничное, массовое чамаме. Чамаме caté - исполняется в аутентичном индейском стиле, на языке гуарани и считается наиболее "элегантным" вариантом. Юмористическое чамаме rory -веселое, похожее на знакомое нам творчество, "юмористов-куплетистов".
Регион чамамесера - это не только Корриентес, Мисьонес и вообще аргентинская Мессопотамия, но и Уругвай, весь юг Бразилии и Парагвай. Многие десятки лет развития этого стиля дали миру большое количество классиков и легенд жанра: Тарраго Роса, Эмилио Чамморро, Рауля Барбозу, Блас Мартинез Риера, Дамасио Эскивеля и прочих знаменательных фигур. В большинстве урожденных аргентинцев.
Мы так же остановимся на представителе аргентинской разновидности чамаме, едва ли не самом ярком его исполнителе - "миссионеро" из семьи украинских иммигрантов Орасио "Чанго" Спасюке. Или, как будет сказать вернее, прежде всего исходя из величины таланта и достижений, используя его родной кастежано - El Chango Spasiuk.
Рожденный в провинции Мисьонес, в Апостолесе, Орасио с детства впитывал любовь к народной музыке от ближайших членов своей семьи. Отец и родной дядя будущего мэтра сами были не прочь помузицировать, первый играл на скрипке, второй на гитаре. Но кроме народной украинской музыки, влияние на молодого аккордеониста оказывал и местные стили. Не мудрено, что восхождение на вершину олимпа "чамаме", пошло прямиком оттуда, из родного мисьоновского Апостолеса. Альбом 99 года, "Польки моей земли", так же был посвящен Мисьонесу. По задумке, он отражает сам дух этой провинции - традицию многонационального дома и братства народов его населяющих. Не обошлось в этой работе и без украинских мотивов.
Основные вехи творчества Чанго Спасюка: переезд в Буэнос Айрес и учеба у известного пианиста и преподователя музыки Норберто Рамоса - приз на фольклорном фестивале Коскин в Кордобе - участие, в качестве сессионого музыканта в культовом аргентинском рок-коллективе Divididos - приглашение на джазовый монреальский фестиваль - джэм-сэйшены С Пэтом Мэфэни и Джоном Маклафлином...
Кроме того, успешная концертная и альбомная деятельность Чанго не могли остаться незамеченными для жюри ведущих наград года во всем мире. World Awards от BBC Latin Grammy, приз от Rolling Stones, а так же многие континентальные награды за вклад в развитие фольклорной музыки. Сейчас Чанго - самая настоящая музыкальная звезда, первой величины. Начавший свое творчество с традиционной музыки, он продолжил и развил его до высоких образцов многоранной world-music. Убедиться в универсальности его музыкальных подходов можно на примере дуэтов Чанго с мастерами различных жанров: от Бобби Макферина до Мерседес Сосы.
дискография:
Chango Spasiuk (1989)
Contrastes (1990)
Bailemos y... (1992)
La ponzoña (1996)
Polcas de mi tierra (1999)
Chamamé crudo (2001)
The Charm of chamamé (2003 recompilation, Germany)
Tarefero de mis Pagos (2004)
Pynandi - Los Descalzos (2008)