В музыкальной культуре, при наличии известной смекалки, умения и желания, что в том домашнем хозяйстве, сгодится многое, если не все. Время требует не только свежей крови, в виде новых творцов, но и почти обязательного нетрафаретного похода тех, к своему творчеству.
Возникновение в 60-ых аргентинского музыкально-юмористического коллектива Les Luthiers, под идеологическим руководством Херардо Масаньи, положило начало не только новому жанру пародии, на отечественной эстраде, но и буквально, обновило инструменты, коими пришлось это делать. Собственно говоря, сами плоды творчества Les Luthiers являются очень специфическим музыкальным продуктом. Как раннние - не очень массовые, так и поздние - современные, захватившие нишу, эдакого аргентинского "Аншлага". И хотя до "вершин" российских производителей фастфудюмора, этим аргентинцам далеко, некоторое сходство все же имеется...
Для нас же, более всего, интересен один из "духовых" инструментов, которым с 1967 года Les Luthiers, а теперь уже многие аргентинские и уругвайские исполнители, добавляют колоритных красок своему творчеству. Называется он -Yerbomatófono. Утверждается, что будучи когда-то ритуальным музыкальным инструментом индейцев, современного региона Рио де Ля Плата, Yerbomatófonо был почти что забыт. Однако в 1960 году мастер из Буэнос-Айреса Карлос Иралди успешно воссоздал его.
Состоит Йербоматофоно из двух частей разрезанной пополам тыквы. Две половинки калабасы, не плотно скрепляются в районе, предварительно вырезанного отвертстия для губ. При вдувании воздуха в инструмент, из него извлекается, забавный, разной степени "дребезжания" звук. На видео, участник нынешнего состава Les Luthiers, Карлос Нуньеc, демонстрирует возможности Yerbomatófonо.