Любители латиноамериканского футбола знают, что футбольные клубы в Южной Америке имеют несколько прозвищ, которые появились не на пустом месте - например, генуэзцы (Бока Хуниорс), жуки (Архентинос Хуниорс), зеленые (Банфилд), машина (Ривер Плейт)…
Ривер Плейт "обзавелся" прозвищем "Машина" в 40-е, когда в промежутке между 1941 и 1946 годами, были выиграны три титула чемпиона Аргентины, дважды столичный клуб становился вице-чемпионом и один раз занимал третье место, демонстрируя красивый футбол и доминируя в стране в тот период.
Период "Машины" официально датирован июнем 1941 года, когда Адольфо Педернера заменил Ди Алессандро на позиции центрфорварда, и завершился уходом все того же Педернеры в 1946 года (тогда его место на некоторое время занял Альфредо Ди Стефано).
Хотя "Машина" олицетворялась с Муньесом, Морено, Педернерой, Лабруной и Лустао (дебютировал в составе "красно-белых" лишь в июне 1942 года), эта замечательная пятерка вместе сыграла лишь 18 матчей в чемпионатах, "Моно" Деабросси и Альберто Гальо также были частью той легендарной схемы, выходя на замены.
За 30 лет до голландцев, аргентинский клуб продемонстрировал мощь "тотального футбола".
Игровой схемой игры Ривера была схема WM (3-2-2-3), хотя и была разработана англичанином Хербертом Чепменом в 1925 году, однако была успешно реализована аргентинским клубом.
Схема игры атакующей "Машины" не была бы столь эффективной, если бы не было темпераментного Риккардо Вагви, игравшего на позиции центрального защитника. За оборону флангов отвечали Норберто Яконо и Луис Феррейра (позднее его место занял Родригес).
В центре поля хозяйничали центральные защитники - Бруно Родолфи и Хосе Рамос, там же им помогал "Чарро" Морено, созидатель команды, который отвечал за правый фланг.
В атакующей пятерке Адолфо Педернера был центрфорвардом, который порой смещался в среднюю линию, предоставляя пространство для атаки своим партнерам, в том числе и супербомбардиру Анхелю Лабруне, одному из лучших голеодоров Аргентины всех времен. В ударной тройке линии атаки были Анхел Лабруна, Хуан Карлос Муньос и Феликс Лустао, с центра подпитывали атакующие потуги партнеров Морено и Педернера, действовавшие с глубины поля.
Наибольшим ноу-хау атакующей модели риверской "Машины" была позиция оттянутого центрфорварда. Эту идею переняли и успешно использовали венгерский клуб Борос Болова и венгерская национальная сборная в 50-х, приводя в ужас защитные порядки европейских команд.
Вторым важным атрибутом "Машины" была динамика. Пять нападающих были очень талантливыми и физически выносливыми на футбольном поле. Они постоянно меняли свои позиции, не нарушая схемы, такая постоянна ротация игроков понравилась датчанам, которые взяли на вооружение возможность в течении игры менять позиции и соответственно выполнять те или иные диспетчерские функции в отдельно взятом эпизоде.
"Машину" боялись слабые, но уважали равные. Так, Эрнесто Ласатти, звезда "Бока Хуниорс" 40-х годов отмечал: "Я играл против "Машины" с желанием превозмочь ее, борясь ежесекундно, однако намного приятнее было бы любоваться игрой "красно-белых", сидя на трибунах".
В общем, типичная схема риверской "Машины" выглядела так:
------------------------------Амадео Карризо---------------------------------------
-----------Яконо---------------------Вагви----------------Феррейра--------------
----------------------Родолфи------------------Рамос-------------------------------
----Муньос-------Морено-------Педернера--------Лабруна-------Лустао---
Удивительно, но в схеме Ривера практически не было место для Альфредо Ди Стефано, которого пришлось отдать в аренду в "Уракан". Ривер Плейт в 40-х завоевал четыре "золота" чемпионата Аргентины, однако прямыми конкурентами "красно-белого" клуба за звание сильнейшего коллектива были также Бока Хуниорс, выигравшая в 40-х два титула, Индепендьенте, Расинг и Сан Лоренсо, которые были самыми сильными в стране по одному разу.
В составе Бока Хуниорс блистали Сарланга, Бойе, Ласатти, Борельо, у Индепедьенте были Арсенио Эрико, Де ла Мата, а Сан Лоренсо гордился тройкой - Мартино, Понтони, Фарро. В пятидесятые начались переезды в Европу молодых и перспективных аргентинцев, первопроходцами стали Ди Стефано, Сивори, Масчио, Анжелильо, и молодые таланты Аргентины быстро покорили Старую Европу. Футбольные специалисты того времени все таки однозначно отдавали предпочтение именно атакующей связке Морено - Педернера, игравшей в Аргентине, нежели Ди Стефано - Сивори, которой не было равных во всей Европе, что подчеркивало мощь и уровень именно латиноамериканского футбола. Безусловно, объективной причиной отсталости европейского футбола того времени была нестабильная ситуация: европейцы были занятии то войнами, то восстановлением нормальной жизни в послевоенный период.
Уругваец Обдулио Варела, звезда 40-х, 50-х, признавал, Педернера был одним из самых лучших игроков своего времени.
Также хотелось бы отметить, что аргентинский Сан Лоренсо в 1947 году отправился в турне, покорять футбольную Европу, тогда на милость аргентинцам пали испанская (6:1) и португальская (10:4) сборные
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что аргентинский футбол 40-х был эталоном изящества и превосходства, поэтому и неудивительно, что Европа, оправившись от последствий войны, в 50-е, да и в 70-е впитало все самое лучшее, что было в латиноамериканском футболе 40-х.
С уважением, Veadel