Иезуитская утопия


Это официально никогда не существовавшее государство простиралось от атлантического побережья до хребта Анд и занимало огромную территорию в джунглях, нынче разделённую между Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем, Боливией и Перу. Легендарное государство населяли индейцы, а управляли ими монахи-иезуиты. Его латинское название Res Publica Paraquariae (по-испански Republica de Paraquaria) произошло от слова «aqua», то есть «вода». На русский это можно было бы перевести как «республика что за морем» или просто «Заморье».
 
 
Члены ордена Игнасио Лойолы прибыли в Новый Свет в 1599 году, одержимые идеей построить здесь идеальное государство, приняв дикарей-индейцев в лоно матери-церкви. В конце XVI - начале XVII века в глазах испанских и португальских колониальных властей индейцы Южной Америки были не более чем живым товаром. Власти не только не препятствовали работорговле, но и поощряли её. Привыкшие к вольной жизни индейцы не были хорошими работниками и от невыносимых условий быстро умирали. Это приводило к постоянному спросу на новых рабов, и отряды «бандейрантес», разношерстного, но хорошо вооруженного сброда со всей Европы периодически устраивали рейды в джунгли в поисках добычи. Однако не все в Испанской империи считали такое положение дел справедливым.
В 1610 году король Испании Филипп III благословил представленный  церковью новый план в отношении индейцев. Реализовать этот план было поручено иезуиту Диего де Торресу. Отныне обращённые в христианство индейцы считались свободными гражданами испанской колонии и могли трудиться на благо короны в открытых иезуитами миссиях, называемых редукциями.
Для индейцев эти миссии оказались единственным спасением от набегов работорговцев. Очень быстро размеры окруживших миссии индейских деревень выросли до впечатляющих размеров – тысячи аборигенов устремились под защиту святых отцов. Миссии полностью обеспечивали себя. Монахи научили индейцев выращивать пшеницу и рис, сахарный тростник и табак, хлопок и фрукты. На принадлежащих миссиям землях паслись быки, лошади и овцы. Индейцы также начали культивировать травяной чай терере (или мате), быстро завоевавший популярность в восточной части Южной Америки и сохраняющий её до сих пор. Вопреки установившимся на континенте порядкам монахи не отбирали у индейцев продукты их труда, а справедливо распределяли между всеми членами коммуны, выделяя также часть старикам, сиротам, вдовам и прочим, кто по какой-либо причине не мог работать наравне со всеми. По сути это были коллективные хозяйства, причем весьма эффективные.
В то время как в Европе рабочий день длился 12-14 часов, индейцы при миссиях трудились лишь по 6 часов. Свободное время было посвящено образованию, искусствам и музицированию. Иезуиты поощряли ремёсла и любое творчество. В колониях были свои строители, плотники, кузнецы, резчики по дереву, скульпторы, художники, оружейники, литейщики колоколов, ювелиры, переплётчики, пекари, сапожники, каллиграфы и даже изготовители церковных органов!
Индейцы штудировали тексты Священного Писания и играли на самодельных органах и арфах церковную и классическую музыку. В миссиях боливийской провинции Чикитос до сих пор сохранились скрипки сделанные из бамбука. И пачки пожелтевших нотных тетрадей.
Между миссиями были построены дороги, и осуществлялся обмен товарами. Также для перемещения активно использовались реки. Только по реке Парана курсировало около 2 тысяч принадлежащих миссиям лодок. Часть товаров иезуиты отправляли имперским чиновникам в качестве налога, другую часть продавали, а на вырученные деньги приобретали необходимые колониям вещи: иглы, ножи, соль, мыло, рыболовные крючки, стеклянную посуду. Всё это также распределялось среди индейцев.
В 30 миссиях разбросанных по джунглям Южной Америки в общей сложности проживало около 100 тысяч жителей. В миссиях была своя администрация, свои больницы, школы и даже университеты. Были и суды, но от смертной казни иезуиты отказались – неслыханное нововведение по тем временам. Непривычные к оседлости и дисциплине индейцы с готовностью принимали строгие правила миссий, рассчитывая на более высокий уровень жизни и безопасность. Жизнь редукций напоминала идиллию времён раннего христианства.
Экономический успех иезуитских миссий вызывал крайнее раздражение со стороны европейских колонистов, чьё благополучие строилось на принудительном труде индейских рабов. Нынче же поля белых латифундистов пустовали, а потенциальные работники где-то в джунглях преспокойно играли на арфах. Хищные «бандейрантес», в особенности с португальской стороны, начали нападать на христианские миссии, игнорируя мнение на этот счёт испанского короля и даже самого Папы Римского. Местные испанские власти не слишком препятствовали набегам: им тоже нужны были рабы.
Нападавшие уводили здоровых людей и скот, а раненых, стариков и детей просто убивали – они были не нужны. Миссии горели одна за другой, сопротивляться без оружия было практически невозможно, оставалось уходить всё дальше в джунгли. Лишь в 1639 году после долгих колебаний вице-король Перу дал иезуитам разрешение вооружить индейцев для самообороны. Святые отцы принялись срочно формировать из своих подопечных военные отряды. Теперь в Паракварии появилась собственная пехота и даже конница, вооруженная огнестрельным оружием и луками. С этого момента набеги на иезуитские миссии перестали быть беспроигрышным бизнесом, и на некоторое время прекратились совсем.
До середины VIII века миссии процветали. Только поголовье принадлежащего им скота исчислялось сотнями тысяч. С ростом богатства и независимости иезуитов росла и зависть белых колонистов. Ходили слухи, будто источником благополучия святых отцов были расположенные на территориях миссий золотоносные шахты. Также поговаривали об угрозе испанской короне со стороны иезуитов и об их желании сделать Паракварию политически независимой. В 1750 году Испания передала Португалии часть своих заокеанских владений, на которых находились сразу 7 иезуитских миссий к югу от реки Уругвай. Это привело к длившейся более 10 лет кровопролитной войне. Под предводительством монахов индейцы отчаянно сопротивлялись изгнанию с обжитых земель. Обеспокоенный происходящим и под давлением советников, испанский король Чарльз III в 1767 году издал печально известный указ о полной ликвидации иезуитских миссий. Это было всё равно, что скомандовать «фас» своре собак. За несколько десятилетий было разграблено и уничтожено всё, что в течение 160 лет с таким трудом создавали иезуиты. Миссии были сожжены или разрушены. Оставшиеся в живых индейцы разбежались по джунглям. Пресловутые золотые рудники так и не были обнаружены, как и несметные сокровища, скопленные иезуитами. По всей видимости, святые отцы не лукавили, утверждая что материальному богатству предпочитают простое счастье. С крушением южноамериканской утопии закончился один из самых интересных социальных экспериментов в истории человечества. Так и не ставшее независимым государство Параквария уменьшилось до крошечного Парагвая.
Последними выжившими были наиболее удалённые редукции в Боливии. Храмы этих миссий сохранились и по сей день. Росписи на стенах собора Сан Хавьер изображают Святую Деву и ангелов со смуглыми индейскими лицами. А вырезанный из дерева Святой Франциск Хавьер нежно обнимает муравьеда.
Сегодня иезуитские миссии Южной Америки пытаются восстанавливать. Многие из них занесены в список охраняемых памятников ЮНЕСКО. А с 1996 года в боливийской миссии Консепсьон регулярно проходят фестивали камерной музыки, на которые съезжаются музыканты со всего мира, в том числе и индейские.

фото: Григорий Кубатьян. Клаудио Зайгер

реклама


Главная вверх