Эрва Мате: очарование старой бочки


Переводы статей бразильских журналистов о графической составляющей истории индустрии эрва мате в штате Парана.

Мельницы рождающие сильную экономику(Gazeta do Povo, Поллианна Милан и Леандро душ Сантуш)

В конце 19-го века в Куритибе стало заметно резкое увеличение количества лесопилок и бондарей, которые производили бочки для хранения эрва мате, поступающего c мельниц. Тогда же в местных литейных цехах увеличился спрос и на металлические клепки для бочек. Не хватало только визуальной коммуникации, которая могла бы привлекательным для глаз потребителя способом, сообщить имя производителя и бренд продукта. Затем появились литографические мастерские, в которых печатали сложные и яркие этикетки. Большинство художников были немецкими иммигрантами. Предложения о работе в отрасли росли.Торговля ощутила влияние экономических изменений.

Искусство в бочках

Инженер Андре Ребусас был озабочен не только созданием железной дороги Куритиба - Паранагуа. Внимательно относясь к тому, что происходило вокруг, он критиковал производителей и торговцев, которые при транспортировке и продаже эрва мате пользовались одними и теми же кожанными сумками. Называя это, как одну из причин того, что продукт не был принят в Европе. «Вы не ходите на танцы в той же одежде, в которой идете на поле», - сравнил инженер(«História economica do mate» Темистокл Линьярес). Именно тогда Ребусасу пришла в голову идея поместить траву в сосновые бочки, более презентабельные для экспорта, а так же разместить на них художественные этикетки, которые бы их идентифицировали. Это был иммигрант, который сделал первую бочку в Паране, которая послужила формой для многих других. Поскольку продукт продавался оптом, этикетки улучшали экспозицию для продажи на складах: бочки стояли с выставленным брендом.

Поскольку бочки были разных размеров, необходимо было изобрести что-то, что могло бы легко регулировать этикетки. Были сделаны красочные орнаментальные бордюры, которые как бы из кружева очерчивали дизайн. Этикетка могла иметь несколько кругов, образующих границу, поэтому их можно было разрезать так, чтобы этикетка соответствовала размеру крышки цилиндра. На одном и том же заводе могли быть несколько этикеток, некоторые даже на испанском языке, поскольку эрва мате экспортировалась в места, где предъявлялись свои требования к характеристикам продукции.

Без подписи художников установить авторство стало практически невозможно. Однако известно, что художник Альфредо Андерсен, например, помимо рисования картинок, представляющих культуру эрва мате, также создавал некоторые макеты для брендов. «Поскольку большинство литографов были немцами, они рисовали на этикетке женщину из числа коренного населения или красивую женщину - фигуру, основаннау на идее иммигранта. Например, нарисованная коренная женщина - идеализированное видение. Есть также рисунки сильных индейцев, на которых изображено, что они большие, потому что пили мате », - объясняет Роземейр Одахара Граса, автор монографии «Литография в Куритибе».

Конец цикла

В конце 19 века Аргентина начала высаживать плантации саженцев йерба мате на своей территории. В 1920-х годах аргентинцы уже двигались к самоокупаемости в производстве, что вынудило Парану значительно сократить экспорт. Однако худшее было еще впереди: в 1929 году Нью-Йоркская фондовая биржа рухнула, во всем мире началась рецессия. Индустрия эрва мате погрузилась в кризис, и в штате начался новый экономический цикл: короткое господство леса. В 1940-х годах на сцене появился кофе. Эрва мате не терял места от часа к часу, но начал действовать, скорее как "вспомогательный актер" в экономике Параны.

Indústrias Adalberto Araujo (JHB Desigh, Жозе Умберту Богушевски)

Обработка и экспорт йерба мате были пионерами промышленной деятельности в Паране, в основном в первой половине прошлого века. Среди важных компаний того периода выделяется Indústrias Adalberto Araujo, основанная в 1929 году в городе Понта-Гросса.

По словам историка Лукресии Карон Бертаньоли, основатель упомянутой экономической группы, полковник Национальной гвардии Адальберто Карвалью де Араужо, происходил из зажиточной семьи сельской буржуазии города Имбитува, в Парана, где он родился в 1896 году.

С момента своего основания компания занимается переработкой и экспортом мате на рынки Уругвая и Чили. По словам Бертаньоли:

«Технология обработки, используемая Indústrias Adalberto Araujo SA, была самой современной и включала прохождение эрва мате через приемный измельчитель, элеваторы, селективное сито, механический конвейер, сетчатую мельницу и печь для влажного измельчения. Затем сырье транспортировалось с помощью механического конвейера и ковшового элеватора в приемник канчады, в нижней части которого было размещено измерительное устройство для равномерной подачи обрабатываемого материала."

Позже эрва мате просеивали, аспирировали (для отделения листьев от стеблей), гранулировали, поджаривали, очищали и упаковывали. Многие бренды были проданы на международном рынке, и некоторые из них могут быть известны благодаря этикеткам, которые все еще сохраняются и воспроизводятся в этом статье. Среди них я особенно выделяю этикетку бренда Jupiter.

Erva Mate Jupiter

На этикетке Erva Mate Jupiter изображен седовласый мужчина с обнаженным торсом, сидящий, покрытый от талии вниз красной тканью, с ожерельем в форме лука на шее с отверстием, обращенным к передней части тела. В левой руке он держит палку, а правой - флягу с шимаррао. Ветка эрвы появляется с правой стороны фигуры у его ног, а вокруг стула слева нарисована арка, состоящая из четырех красных линий, одной черной и одной синей. Наконец, буфет служит подставкой для ног персонажа, изображенного на нем, чтобы придать смысл названию продукта.

По Грималю(французский историк, специалист по истории Древнего Рима,прим.пер.), Юпитер - это «божество неба, дневного света, погоды, а также молнии и грома… высшая сила, президент совета богов, тот, от кого исходит вся власть» (Жан Шевалье, 1991). На иллюстрации есть детали, которые подтверждают эти предикаты, такие как трон и посох. Трон - символическое место человеческого и божественного величия. Дубинка - знак власти и силы, в том числе магической.

На этикетке заслуживает комментария фраза: уникальный по вкусу и длительности, который ищет соперника, но не находит его. Текст действует как слоган, используемый для улучшения и дифференциации продукта. Слоган исследует гегемонистское положение Юпитера, верховного бога римлян и, следовательно, без соперничества приписывает продукту такое же положение. Таким образом, здесь используется аллегория, чтобы превозносить напиток, в данном случае явно шимаррао, поскольку факт вкуса Юпитера превращает эту эрву в божественную пищу.

С другой стороны, выбор имени Юпитер освящает одного бога и низводит другого, потому что в случае с Бразилией можно спросить, почему Юпитер, а не Ньяманду, верховный бог тупи-гуарани? Вероятный ответ заключается в том, что замена бренда Юпитера на Ньяманду не оправдала бы лозунг таким же образом, потому что, хотя они оба являются мифологическими существами, символическая столица римского бога даже сегодня в социальном плане превосходит столицу бога тупи-гуарани. Культурные практики устанавливают ценности и воздействуют на социальное воображаемое.

«Искусство - привилегированный источник для историков, заинтересованных в спасении не истины того, что произошло, но истины символического, выраженного в воображении того времени. В этом смысл того, что мы называем истинным миром лжи, имея в виду поэтический, литературный или живописный перевод реальности».(«Настоящий мир лжи: между искусством и историей» Сандра Песавенто)

Mateman.Ru|перевод: Дмитрий Киселев|фото: Gazeta do Povo, JHB Desigh

реклама


Главная вверх